Здесь мы будем говорить не о театре, а о важном периоде в жизни ребенка. Правда, с театром он немного связан, но роли тут не играют, а в полном смысле слова проживают.
Картина знакомая всем. Вы приходите в дом своих друзей, и родители вам тут же демонстрируют, что их двухлетняя Анечка или Сашенька уже умеют. «Ты мамино что?» — «Золото!» — провозглашает Анечка. «Ты папино что?» — «Шалунья!» — «Ты бабушкино что?» — «Овечка!» Короче говоря, у ребенка для своей роли есть несколько версий. К матери он относится чуть по-другому, потому что и мама его ценит несколько иначе и ждет от него иного, чем папа. А с бабушкой все иначе, чем с дедушкой. В переплетении семейных связей у малыша уже есть свое место, которое ему дано взаимными отношениями. Для него уже давным-давно он и мама не одно лицо. Теперь он уже самостоятельное существо, включенное в семейное сообщество. И свою самостоятельность ребенок умеет, как правило, ярко проявить. Недаром эту фазу развития называют «периодом упрямства».
Между вторым и третьим годом обычно учится воспринимать свою роль ребенка и в деталях узнает роли всех остальных членов семьи. Для него уже ясно, что папа занимается не тем, чем мама, хотя если надо, папа тоже сумеет хорошо постирать, вымыть посуду или сварить обед. Папа говорит другим голосом, по-другому берет за руку и на руки, папе надо показывать не то, что маме, в дом он приносит другие вещи, чем мама, и смешит его и сердит тоже не то, что маму. Та же картина и со всеми остальными, кто непосредственно принадлежит к семье, а потом и с теми, кто составляет отдаленные семейные тылы, то есть родственниками, друзьями, соседями и т. п. И для такой функции — понимание связей — семья незаменима. Нет другого места, где бы ребенок так естественно и с такой глубиной познавал межчеловеческие отношения.
Он познает не только отношение членов семьи к себе, но и отношение взрослых друг к другу. Он видит, что одну роль в семье играет мама, а другую бабушка, так же как папа и дедушка, а еще и старший брат, и младшая сестренка, которая совсем недавно родилась. Малыш уже понимает, какие люди принадлежат к кругу близких, а какие к кругу чужих — и узнает это по тому, как к ним относятся «его» люди, то есть самые ему близкие. Он уже знает, чего можно ждать от того или другого, как поблагодарить, как привлечь к себе внимание и как избежать неприятности. Но есть одно условие: члены семьи действительно должны жить вместе, а не рядом друг с другом. Если же, например, семья ежедневно собирается вместе, сидит, беседует о том, кто что за день пережил, обсуждает заботы и радости, то для ребенка это чрезвычайно важная школа жизни. Тут закладываются основы его более позднего отношения к людям ему близким и более отдаленным.
С такой точки зрения весьма большое значение имеет нетолько то, как члены семьи относятся друг к другу, но и к людям, которые в семью не входят. Как говорят с соседями и как с пани почтальоном, как ведут себя в магазине и как в автобусе, как обращаются, к медсестре и как к доктору в детской консультации — ничто не уйдет от внимания ребенка. Уже хотя бы потому, что так ведут себя «его» люди, так же будет вести себя и он, потому что он к ним принадлежит и с ними себя отождествляет.
Но, к удивлению, сказанное относится не только к людям. В семейном переплетении связей ребенок учится и отношению к вещам. Он узнает, какую ценность имеют вещи, окружающие его, по тому, как с ними «его» люди обращаются. Есть ценность потребительская, эмоциональная, историческая и т. д. Разбить детский горшок совсем другое дело, чем разбить часы и тем более вазу, которую «бабушка так любила». Но и на вещах наше рассуждение не заканчивается. В семье ребенок узнает мысли, идеалы, систему ценностей, мировоззрение своих близких — и не в книжном, абстрактном виде, а на живых примерах, как «его» люди проявляют их в ежедневной жизненной практике. Например, едем мы в машине и подвезем или не подвезем человека, путешествующего автостопом, тем самым мы даем ребенку наиболее доходчивую информацию о своей системе ценностей. И она более действенна, чем если бы мы прочли искусную лекцию о человеческой солидарности.
Тут следует вспомнить еще одну важную деталь. Со времени детства через школьные годы и до самого порога взросления человек формирует общественную роль в соответствии со своей половой принадлежностью. Мальчики — мужскую, а девочки — женскую. Поэтому и воспитание надо с первых дней направлять так, чтобы нынешние дети, став юношами и девушками, могли принять женскую или мужскую роль и выполнять ее здоровыми, зрелыми и удовлетворенными.
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: