Растем вместе

Не только уход, но и воспитание

Режим дня. В первую четверть года младенцу положено спать 16,5—18 часов в сутки: десять часов ночью и по полтора-два часа четыре раза днем. К пяти-шести месяцам время сна сокращается до 16—16,5 часов (дневной сон —три-четыре раза на полтора-два часа). Примерно до девятн-десяти месяцев ребенка обычно укладывают спать днем три раза на полтора-два часа, а общая продолжительность сна составляет 15—16 часов. В последней четверти года суточная потребность в сне уменьшается до 14,5—15 часов (на дневной сон отводится дважды по два-два с половиной часа).

Ритм чередования сна и бодрствования устанавливается постепенно, если строго, пунктуально соблюдать режим дня. Чтобы сон младенца был крепок, засыпание быстрым, а пробуждение спокойным, нужно укладывать его в кроватку всегда в одни и те же часы, в хорошо проветренной комнате, а еще лучше — на свежем воздухе. Малыш уснет без особого протеста, если позаботиться о естественном утомлении, наступающем после активного бодрствования. Если новорожденный обычно бодрствует 30—40 минут, малыш второго месяца жизни — около часа, то в возрасте двух с половиной-трех месяцев ребенок может провести без сна от полутора до двух часов несколько раз в сутки. Шести-семимесячный малыш «гуляет» до двух с половиной, а к концу года — до трех с половиной часов кряду. Его следует вначале покормить (предварительно, разумеется, подмыв и переодев в чистую одежду), затем общаться, развлекая и забавляя. 

А что делать во время бодрствования? С конца первого месяца младенец недолго спокойно лежит в кроватке, свободно двигая ручками и ножками, разглядывая яркие игрушки. Напомним еще раз, что пеленать грудному ребенку руки — все равно что связывать его! Одежда не должна стеснять движений, поэтому уже с трех-четырех месяцев во время бодрствования и игр детям надевают ползунки.

Растет малыш, и постепенно изменяется распорядок его жизни: все больше времени отводится общению, играм, гимнастике, массажу, закаливанию. Но четкий распорядок дня нужно всегда соблюдать. Жизнедеятельность всех систем организма, отправление всех его функций имеют явно выраженную периодичность со своими пиками и спадами. Этот естественный ритм и положен в основу типового режима для каждого возрастного периода. Это создает условия для нормальной деятельности нервной системы, органов пищеварения и выделения, способствует правильным обменным процессам и становлению психической деятельности. Четкий распорядок дня жизни в семье — это, если хотите, признак высокой культуры, и именно в такой атмосфере должен воспитываться ребенок.

Там же, где под нажимом доброхотов устанавливают свободный режим, нередко случаются нарушения сна и аппетита, а то и заболевания.

Грудничок — существо активное: ему хочется все потрогать, попробовать на вкус. Для членов семьи это оборачивается обязанностью содержать в идеальной чистоте детскую комнату или уголок; чаще делать влажную уборку, мягкую мебель, стены и потолок пылесосить и, конечно же, регулярно проветривать помещение. Столь же высокими остаются требования к чистоте белья и одежды малыша. Приветствуя желание родителей одевать ребенка нарядно и красиво, врачи не устают повторять, что главное, достоинство одежды — удобство и гигиеничность. Поэтому — ничего стесняющего движения и никакой синтетики!

Ежедневный туалет грудничка в первое время такой же, как и у новорожденного: до шести месяцев детей купают ежедневно, во втором полугодии — через день. С пеленок (!) нужно приучать детей мыть руки перед едой. Разумеется, моет руки малышу мама, но многократное повторение этой процедуры с раннего возраста формирует прочный условный рефлекс.

Когда ребенок научится уверенно сидеть — в восемь-восемь с половиной месяцев,— его следует высаживать на горшок. И хотя этот навык можно выработать и раньше — в четыре-пять месяцев, торопиться не стоит. Сначала малыша сажают на горшок «накануне» возможной потребности: например, утром или после дневного сна, если пеленки оказались сухими, или через 20 минут после приема пищи (конечно же, горшок должен быть теплым). Нельзя развлекать сидящего на горшке ребенка: предлагать игрушки, книги и т. д. Это тормозит образование рефлекса и задерживает самый акт мочеиспускания или дефекации. Если малыш не оправился, его надо поднять с горшка, а через непродолжительное время опять усадить.

Не стоит откладывать обучение ребенка на то время, «когда сам поймет»: чем раньше он приобретет полезные, привычки, тем приятней будет жить и ему, и родителям.

Стрижка. Волосы у новорожденного обычно мягкие и тонкие. Со временем они вылезают, на смену им вырастают так называемые постоянные (по цвету и качеству), более жесткие. Родителей волнует вопрос: надо ли стричь грудного ребенка, и если да, то когда это делать — на первом году жизни или позже?

Существует мнение, что частая стрижка положительно влияет на густоту и рост волос. Это неверно. Фолликулы (те мешочки, залегающие в толще кожи, из которых растут волосы) закладываются еще в период внутриутробного развития плода; изменить их число после рождения уже невозможно. Стричь грудного ребенка полагается из гигиенических соображений. Роскошные кудри, конечно же, украшают детскую головку, но малыш часто потеет, и длинные волосы быстро загрязняются, иногда даже появляются гнойничковые заболевания. Поэтому лучше всего раз в два-три месяца стричь его покороче, чтобы легче было мыть и расчесывать волосики. Ранки, ссадины, царапины, любые повреждения кожных покровов на голове надо тотчас обработать дезинфицирующим раствором.

Голову грудным детям моют раз в неделю кипяченой водой и «Детским» мылом, можно также «Косметическим» или «Спермацетовым».

Брать ли ребенка на руки? «Как же не брать,— скажут одни,— если он плачет, просится к матери, успокаивается на руках?». «Не брать, не баловать, не удовлетворять капризы»,— заявляют категорически другие, полные решимости воспитывать «твердо». Кто прав?

Мировая наука и практика свидетельствуют: ребенку долго находиться без матери нельзя! Психологи установили, что недостаток общения с родителями, дефицит материнской нежности, заботы, ласки в раннем возрасте искажают формирование личности. Педиатры, физиологи и психологи не устают повторять, что одинокое лежание в кроватке вредно для психики и здоровья грудного ребенка: брать его на руки (не только для кормления и пеленания) жизненно необходимо.

Сытый, ухоженный здоровый младенец, конечно, может некоторое время полежать в кроватке один. Он обычно активно двигает ножками, ручками, потягивается, поворачивает туда-сюда голову. Становясь старше, кроха пытается брать игрушки, тянуть их в рот. Пока он развлекается сам, брать его на руки не стоит. Наоборот — надо учить его заниматься игрушками. Внимательные родители рано и тонко подмечают особенности его поведения, Если малыш заплакал в кроватке, хорошо бы выяснить причину его беспокойства: не голоден ли он, не пришло ли время сменить пеленки? Если же он начинает гримасничать, хныкать, а затем и плакать — «зарядка» окончена, лежание его утомило. Значит, пора внести разнообразие в его жизнь — взять на руки. (Брать малыша на пять-десять минут несколько раз в день следует уже с третьей-четвертой недели жизни. Это тренирует мышцы шеи, вестибулярный аппарат, способствует освоению вертикальной человеческой позы.) Сидя на материнских руках, малыш видит новые предметы вместо надоевшего ему пустого потолка, с интересом их рассматривает. С этого и начинается, по сути дела, познание мира!

Однако нет никакой необходимости позволять малышу засыпать на руках. Такая привычка со временем становится весьма обременительной для матери и неудобной для ребенка. С самого раннего возраста следует мягко, терпеливо и в то же время настойчиво приучать его засыпать в кроватке.

Воспитание крошечного человечка, для которого открывается новый огромный мир, сложное и ответственное дело. Оно должно начинаться с первого дня жизни. От ясного понимания основ и задач семейного воспитания во многом зависит будущее ребенка. Иногда даже в образованных семьях главное внимание уделяется хорошему уходу, правильному питанию, то есть созданию комфортных условий. Воспитание души откладывается на потом, когда ребенок станет постарше, «поумнеет». Но ведь вскармливание, выхаживание, заботы о физическом развитии, закаливании нерасторжимы с элементами воспитания и обучения! Хотим ли этого или нет, мы постоянно своими действиями, словами, всем образом жизни влияем на формирование личности ребенка; с первых дней своей жизни он все впитывает как губка, и хорошее, и дурное.

Новорожденный слышит, видит, различает вкус, запахи, чувствует прикосновение, боль и т. д. Его умственное развитие определяется объемом информации, которую он получает. Отсутствие условий для активной самостоятельной его «деятельности», недостаток общения со взрослыми, дефицит впечатлений неизбежно ведут к задержке интеллектуального развития.

Основой воспитания детей раннего возраста должно стать удовлетворение в полной мере всех физиологических потребностей. Если малыш недоспал, голоден, находится в мокрой или стесняющей его одежде и поэтому испытывает отрицательные эмоции, пытаться его воспитывать, добиваться формирования каких-либо хороших привычек — занятие бесперспективное и даже негуманное. Нервно-психическое развитие грудного ребенка напрямую связано с состоянием его здоровья и уровнем физического развития. Подвижный, физически развитый, крепкий малыш быстрее приобретает полезные навыки и добрые привычки, легче поддается воспитательным усилиям, нежели его ослабленный, болезненный сверстник.

Конкретные задачи, методы и приемы воспитания не остаются одинаковыми на протяжении всего грудного возраста.

Привычка — потребность — черта характера. Уже с конца первого — начала второго месяца жизни у подавляющего большинства детей можно выработать привычку спать и бодрствовать в определенные часы.

Чтобы у младенца образовалась привычка засыпать вовремя, надо позаботиться об определенных условиях. Многие родители почему-то считают, что новорожденный и грудной ребенок и слышит не совсем хорошо и видит слабо, потому громкая речь, звук радио и телевизора, электрический свет ему во время сна не мешают. Некоторые горе-родители считают даже, что детей надо с рождения приучать к «современному грохоту жизни». Это невежество выливается по сути дела в насилие над очень слабой нервной системой малыша — вплоть до развития неврозов. Ребенок слышит еще до рождения, в момент засыпания и во время сна ему, как и всякому человеку, нужна тишина. И свежий воздух. Перед укладыванием малыша комнату необходимо тщательно проветривать,и хорошо бы приучить ребенка спать при открытой форточке.

Здорового, нормально развивающегося малыша нет никакой надобности укачивать, носить на руках, давать дополнительно — вне режима — грудь, соску-пустышку и так далее. Даже привычка слушать колыбельные песни быстро превращается в рефлекс: без убаюкивающих мелодий ребенок кряхтит, раздражается, хнычет. В результате матери приходится распевать песни четыре раза днем да еще на ночь — устраивает вас такая перспектива?

В течение первого года жизни число укладываний и продолжительность дневного сна, бодроствования, а также количество кормлений меняются, в связи с чем возникает необходимость перевести ребенка на новый режим. Хорошим критерием такой необходимости может служить его отношение ко сну. Если ребенок к моменту очередного приема пищи раз за разом не пробуждается, а уложенный в кровать не засыпает — значит, он физиологически созрел для смены режима дня. Привычка жить по четкому распорядку со временем трансформируется в потребность и станет замечательной чертой характера.

Сенсорное воспитание младенца. Сенсорное — значит относящееся к чувствам, ощущениям. Мы уже говорили, что все органы чувств у новорожденного готовы к функциональной деятельности и нуждаются лишь в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания. Конечно, его задачи в первые месяцы жизни малыша еще сравнительно просты, но важно, чтобы они непременно выполнялись.

Способность ребенка на чем-то задерживать взгляд в норме возникает в конце первого—начале второго месяца. На третьем месяце жизни малыш уже более продолжительное время сосредоточивает свое внимание на лице матери, висящих над кроваткой игрушках, даже на передвигающихся в его поле зрения людях. Не удивляйтесь: для воспитания зрительного восприятия надо еще... разговаривать с малышом во время бодрствования, кормления, ухода. Речь взрослых развивает, конечно, прежде всего органы слуха. Однако деятельность зрительного и слухового анализаторов у малыша взаимосвязана, поэтому, слушая речь, ребенок легче приучается взглядом отыскивать говорящего, рассматривает его, запоминает, со временем выражает свое к нему отношение радостным оживлением (а бывает, и плачем, если человек вызывает неприятные ассоциации в сознании малыша).

Воспитание зрительных реакций способствует и умственной деятельности, и физической активности грудного ребенка. Предоставляя ребенку возможность все чаще рассматривать окружающий его мир, расширяя постепенно круг наблюдаемых объектов, мы тем самым стимулируем и двигательную его активность. Разглядывая людей, предметы, игрушки, малыш, невольно учится поворачивать и поднимать голову, сохранять ту или иную позу, переворачивается, тянется, ползет к игрушкам, пытается брать их в руки.

В. ЧИМАРОВ

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!