Детская психология

"По моему мнению..."

Эти слова рано или поздно слышит от своего ребенка любой отец, любая мать. Казалось, еще вчера ваш сын гонял по двору на трехколесном велосипеде, потом с увлечением выписывал первые строчки в школьных тетрадях, и вы думали, что он еще долго-долго будет маленьким, будет слушать и безоговорочно принимать все, что вы ему говорите о товарищах, о школе, об окружающем мире... И вот на тебе: «А по моему мнению, папа...» Оказывается, маленький человек вырос. Вырос настолько, чтобы иметь собственное мнение о том, с чем сталкиваемся, что видит вокруг, И это мнение не обязательно совпадает с вашим, хотя, казалось бы, на вашей стороне и жизненный опыт, и безупречная логика, и начитанность, и многое другое — все, чего пока нет у него, далеко еще не взрослого,

Что греха таить: попытка ребенка выразить свое личное суждение о чем-то или о ком-то чаще всего застает нас врасплох. И реакция родителей здесь столь же различна, сколь и непредсказуема. Иной резко оборвет: «Мал еще иметь собственное мнение! Слушай, что я говорю!» Другой удивится и усмехнется иронично: «Свое мнение, говоришь, у тебя? Занятно...» И лишь немногие заинтересованно спросят: «А почему ты думаешь так? Объясни, обоснуй свою точку зрения». Спросят с искренней доброжелательностью и уважением. А потом не пожалеют времени на то, чтобы не спеша разобраться, в чем ребенок неправ, а в чем драв. И не побоятся за свой родительский авторитет, если придется согласиться с юным оппонентом,— бывает и такое, А за доверие, за честный разговор на равных сын или дочь заплатит родителям искренним доверием, станет делиться своим мнением, будет всегда видеть в отце или матери доброго, участливого советчика, считаться и с опытом взрослых, и с их аргументами в споре.

Зато в ответ на попытку родителей с ходу отмести его мнение и навязать свое, свою позицию или, что еще хуже,— на иронию скорее всего ребенок замкнется, уйдет в себя, и у взрослых намного уменьшатся возможности влиять на формирование личности сына или дочери. А может случиться, что такие возможности утратятся совсем.

Вероятно, мнение ребенка по тому или иному вопросу — будь то события семейной или школьной жизни либо проблемы политики, международного положения — может быть и путаным, и наивным, и ошибочным. Но разве окрик («не говори о том, в чем не разбираешься!») или приказ («думай так, а не иначе!») поможет решить проблему? Да, ребенок может послушаться родителей и поступить так, как они предлагают, но чаще всего мнения своего он при этом не меняет. Нет ли тут опасности приучить ребенка к неискренности, к двоедушию? Такая опасность вполне реальна. Задача в том, чтобы помочь ребенку выработать, а потом отстоять (или по крайней мере попытаться отстоять) свое мнение, И никто, кроме взрослых, прежде всего родителей и учителей, не в силах помочь ему это сделать,

Иные родители свое неприятие мнения ребенка, окрик и приказ изменить его объясняют так: он, мол, такую чепуху высказывает, которая и спора недостойна... Неправда — достойна! Тем более если разговор идет о предмете серьезном: об устоях нашей жизни, об общественных идеалах, о важных делах. Ребята могут что-то не знать, в чем-то не разобраться, что-то не понять, В нашем с ними споре родится истина. Юные граждане Страны Советов должны быть искренне убеждены, тверды во мнении относительно абсолютной правильности и верности наших идеалов. И воспитать эту убежденность призваны мы с вами, взрослые,

Уважительно относиться к собственному мнению ребенка, подростка не просто. Нам с высоты жизненного опыта рассуждения подростков кажутся слишком элементарными, наивными. У нас часто не хватает терпения и времени, чтобы аргументированно доказать сыну или дочери, в чем они не додумали или ошиблись. Не хватает подчас педагогического и человеческого такта, чтобы вести разговор с подростком на равных, а ведь сами слова в устах сына или дочери «по моему мнению...» требуют именно такого И никакого иного разговора. Дети и подростки по самой своей природе — натуры деятельные. Юному возрасту свойствен не только максимализм в суждениях, но и нетерпеливое стремление побыстрее начать делать «взрослые дела», И как они огорчаются и бывают обижены, когда слышат в ответ на высказанное желание сделать что-то полезное слова: «Погоди, сделаешь это, когда подрастешь...» А если нам, взрослым, хорошенько подумать, проявить мудрость (и мужество), поддержать ребят в их мнении и желании свое мнение и решение воплотить в действие?

Широко известны в нашей стране студенческие строительные отряды — о них много говорят и пишут, их работа окружена ореолом романтики. Но ведь, в сущности, не слишком велика разница в физическом развитии студента-первокурсника и школьника-старшеклассника, и у того и у другого — горячее желание принести пользу Родине. Именно этим доводом руководствовались комсомольцы новониколаевской средней школы № 3, предложившие организовать школьный строительный отряд, Ребята взялись построить два жилых дома в колхозе имени Красных партизан. Их поддержали в райкоме партии, Для юных строителей подобрали фронт работ, обеспечили материалами, транспортом, выделили опытных инструкторов-наставников, Помогли наладить питание, решили вопросы оплаты труда, Комсомольцы работали е большим подъемом, труд их был отмечен на собрании Волгоградской областной партийной организации. Это — образец подлинно уважительного отношения общественности к мнению, к инициативе ребят, И то, что взрослые не отмахнулись от смелого предложения старшеклассников, а деятельно поддержали его, несомненно, оставит глубокий след в юных сердцах,

Подобных примеров немало, В Татарии коллектив нефтепромысла № 4 нефтегазодобывающего управления «Альметьевск нефть» дружит с 4 «Б» классом 10-й альметьевской школы. Промысловики намерены «довести» своих подшефных до выпускного класса. Нефтяники приглашают ребят на бригадные собрания, а рабочие участвуют в обсуждении итогов школьного учебного года. И во время таких встреч взрослые часто просят школьников высказать свое мнение о важных делах: о работе бригады, о событиях в классе. А когда пионеры захотели помочь шефам в ремонте снегохода «Буран», те не отказали ребятам. «Проще всего,— пишет в газете «Советская Татария» заведующий кабинетом трудовой славы управления «Альметьевскнефть» Г. Крылов,— сказать: «Не трогай, ты маленький!» Труднее разрешить, взяв на себя ответственность. Труднее. Зато благодарнее». Уважительное отношение общественности к мнению школьников — прекрасный пример для родителей.

Мало иметь свое мнение по тому или иному вопросу — важно уметь защитить, отстоять его. Воспитать у ребят бойцовские качества, подлинную принципиальность нелегко и непросто. Конечно, ребята читают замечательные книги, герои которых отстаивают свои принципы в борьбе, подчас ценой многочисленных лишений. Но ничто не действует на детей столь убедительно, как личный пример близких им взрослых. Если отец взволнованно говорит сыновьям о коммунистическом труде, а сам уклоняется от участия в субботнике, это наносит несомненный и огромный ущерб делу воспитания. Так же внимательно приглядываются дети и к тому, что говорит и как действует учитель. Ни для какой другой профессии, пожалуй, не имеет такого значения единство слова и дела, как для профессии учителя. Ведь пример учителя — всегда хороший урок для его воспитанников.

В большом сибирском селе Богашево в Томской области живет вышедшая уже на пенсию учительница Валентина Максимовна Даркина. Постоянно говорила она ученикам, как ненавидит пьянство, утверждала, что, по ее мнению, нет порока страшнее. А недавно был такой случай. Валентина Максимовна услышала шум и крики в одном из домов села. И старый, не слишком здоровый человек, она смело перешагнула порог, оказалась в самом центре пьяного дебоша, буквально грудью заслонила от хулигана женщину и ребенка. Не испугавшись угроз, она действовала смело, отстаивая свои принципы и свое мнение. Знают ребята и о том, что слова о мире, которые они слышали от своей учительницы, о необходимости вносить посильный вклад в его укрепление — тоже не пустой звук: вот уже много лфт Валентина Максимовна переводит часть своей пенсии в Фонд мира.

Велико воздействие на школьников личности такого воспитателя. Прекрасно, когда ребята руководствуются примерами самоотверженного труда, ответственного отношения к делу, душевного благородства. Однако не всегда, к сожалению, пример взрослых бывает положительным. Иногда мы демонстрируем подросткам свою непринципиальность, пристрастие к брюзжанию, бесхозяйственность, расхлябанность, недисциплинированность. Взять к примеру, как был организован нынешним летом труд старшеклассников — участников школы пионерского и комсомольского актива в совхозе «Адыгплодпитомник» Кошехабльского района Краснодарского края. Ребят доставили в лагерь труда и отдыха с опозданием. Тары постоянно не хватало, один молоток приходился на два отряда. На глазах у ребят совхозные грузчики отлеживались на меже, не хотели работать. В довершение всего со школьниками вовремя не расплатились.

Выходит, формированию у ребят негативных настроений порой способствуем мы сами, А иногда, слыша из уст подростков критические высказывания по поводу отдельных недостатков в жизни, их нелицеприятное мнение о порядках, допустим, в микрорайоне, обрываем ребят, отметаем с ходу их замечания вместо того, чтобы прислушаться к этому мнению, разобраться, в чем они правы или неправы.

Научить детей и подростков отделять главное от второстепенного, четко формулировать и защищать свою позицию — едва ли не самое основное в формировании их личного мнения. Важно предостеречь молодых людей не просто от неверных жизненных установок и критериев, но также от поспешности в суждениях, от привычки высказываться по какому-то вопросу, основываясь всего лишь на одном-двух фактах, без попытки их критического анализа, без привлечения дополнительного материала.

Скажем, проникающие на кино- и телеэкраны зарубежные фильмы создают у части подростков искаженное представление о «красивой жизни» экранных удачливых героев. Думается, мы не достигнем большого успеха, если просто объявим эти фильмы неправдивыми! Для формирования у ребят правильного мнения об этих творениях западного кинопроизводства нужна работа серьезная, беседы обстоятельные, целесообразно познакомить ребят с дополнительным материалом: конкретными свидетельствами людей, долго живших за рубежом, статистическими данными, журнальными и газетными статьями. Целенаправленность и тонкость воспитательного воздействия на подростков особенно важна, когда речь идет о конформизме, проявляющемся чаще всего в манере поведения и одежде — точнее в стремлении заполучить модную «фирменную» одежду. Конформизм — это стремление следовать определенным жизненным стереотипам, быть таким, как все; при этом нивелируются самостоятельные взгляды молодого человека, который начинает подстраиваться под чьи-то вкусы и стиль жизни. К сожалению, конформизм подчас приводит к бездуховности, вещизму. И чрезвычайно важно — разъяснять мальчишкам и девчонкам всю пагубность конформизма, показывать им, что человек прежде всего интересен своей жизненной позицией, системой взглядов, независимостью суждений, самостоятельностью своих мнений.

На вопрос: хорошо это или плохо, что ребенок стал высказывать свое мнение по каким-то проблемам,— не может быть двух ответов. Конечно, хорошо! Самостоятельность в суждениях, собственное мнение — свидетельство возмужания, душевной зрелости, проявления личности молодого человека. Но надо иметь в виду, что у подростков бывает крен в другую сторону: чрезмерно активное подчеркивание личного мнения, попытки навязать его другим, безапелляционность, особенно в тех областях знаний, в которых подросток не очень разбирается. Это, разумеется, нужно поправлять. Нужно учить ребят уважать право каждого на собственное мнение, быть терпимыми к желаниям других людей высказать свое суждение, скромными, деликатными во всем, что связано с высказыванием личных суждений по любому вопросу. Словом, умение высказывать свое личное мнение и выслушивать другого тоже надо воспитывать. И конечно, учитывать при этом возраст ребенка. У малыша не поленитесь спросить его мнение о прочитанной сказке или увиденном мультфильме. Что касается ребят постарше, подростков, то нужно больше говорить с ними по самым различным вопросам и не бояться спорить. Стоит поощрять стремление подростков ко всякого рода диспутам, дискуссиям — в спорах рождается истина, оттачивается умение высказывать и защищать свои суждения. И тем более достойны поощрения и поддержки искренность и честность подростка, когда он открыто высказывает свое мнение на уроке, в школьном сочинении. Задача взрослых — поддержать стремление ребят определить личную позицию, научить умению ее выражать и отстаивать.

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Детская психология

  • Деньги
    Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые нужды.
  • Игрушки под подушкой
    Наделав ошибок в воспитании старшей, стараюсь с младшей поступать правильно. Как только малышка научилась ходить, у нее уже появились свои обязанности, пусть очень скромные, но настоящие — и ей по силам, и нам в помощь.
  • «Исправьте мои уши...»
    Конечно, изменить характер трудно, иногда невозможно,- но смягчить его, сделать более гибким — можно. Вот тут-то необходимо сотрудничество родителей и педагогов. Без воздействия окружающих, без доброго, мягкого и в то же время мягко-иронического отношения взрослых подростку не обойтись.
  • Беседы с ребенком
    Даже со взрослыми детьми, имеющими собственные семьи, наладить здоровый, приемлемый для всех стиль общения зачастую оказывается очень непросто.
  • /img/210/discipline.jpg
    Взаимодействие детей и родителей. Психологический тренинг.
    Подумайте, на какие недостатки или ошибки вам хотелось бы указать вашему ребенку. Попробуйте сделать это в доброжелательной форме, предварительно похвалив за что-нибудь более значительное.
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Дети и родители: взаимопонимание.
    Воспитание уважения к окружающим начинается с воспитания самоуважения. А самоуважение формируется в семье. Только родители способны по достоинству оценить все лучшее в своем ребенке и только они помогут избавиться ему от недостатков.
  • /img/210/boy4.jpg
    Дети и родители: сопереживание.
    Задача родителей, внимательно слушая ребенка, перевести его слова или действия в область чувств, объяснить и себе и ребенку, чем вызван тот или иной его поступок. И тем самым избежать конфликта или разрешить его.
  • /img/210/girl.jpg
    Детское упрямство.
    Ярко выраженные проявления собственной воли мы наблюдаем у детей уже с трех-четырех месяцев. В большинстве случаев они ограничиваются сердитыми взрывами протеста против каких-то действий воспитателя, когда он не позволяет что-то сделать или сам сделает что-то неожиданное для малыша.
  • /img/210/boy-man.jpg
    Он как вы, только лучше
    Нашим, как нам кажется, избалованным, капризным детям подчас не хватает простого человеческого общения. Им хочется, чтобы их выслушали, чтобы их попытались понять. Они ждут от нас, взрослых, не поучений и нотаций, а участия.
  • /img/210/Trudnyiy-podr1.jpg
    Переходный возраст у ребёнка.
    В подростковом возрасте заметно ускоряется развитие и созревание организма, но личность нашего ребенка не претерпевает превращений.
  • /img/210/ParentsArguing.jpg
    Вред, наносимый ребенку распадом семьи.
    Согласно замечанию Ю. Валленштайн, «развод родителей является наиболее значимым и мощным источником продолжительной, неутихающей боли в жизни подростка».
  • /img/210/tongue.jpg
    Второй язык
    Многие родители начинают учить иностранному языку еще дошкольника. И еще больше таких, кто мучается постоянными угрызениями совести, что не учат своего сына или дочь английскому, французскому или еще какому языку.       2
  • /img/210/teddy-bear.jpg
    Как преодолеть детские страхи
    Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.
  • /img/210/angry.jpg
    Асоциальные дети.
    Чаще всего, но отнюдь не всегда дети, которые ведут себя вопиюще и асоциально, растут в крайне неблагоприятной домашней обстановке. Многие живут в дезорганизованных или хаотических обстоятельствах, с родителями, которые не в состоянии внушить ребенку правила и границы допустимого и научить его самоконтролю
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Разговоры! Разговоры!
    Чтобы коммуникация действительно состоялась, родителям надо неустанно трудиться, всеми средствами и способами наводя мосты коммуникации и ни в коем случае никогда не сжигая их.
  • /img/210/naughty-child.jpg
    Разрешение конфликтных ситуаций.
    Вы буквально давитесь собственными эмоциями и словами. Высказать все вслух вам мешает общество и правила приличия.
  • /img/210/vunderkind1.jpg
    Вундеркинды
    На протяжении столетий вундеркинды поражают своими способностями и маститых ученых, и неискушенную в науке публику. Юные гении чаще проявляются в области музыки и математики: вероятно потому, что эти сферы деятельности не требуют жизненного опыта.
  • «А чтошка» и «Почемучка»
    Каждый новый шаг в познании труден, Но как важно, чтобы он был ребенку необходим, интересен, а не вынуждался требованиями извне. Вот о чем пекусь, вот почему я против подталкивания и подстегивания. Если Сухомлинский мечтал о «школе радости» для шестилеток, то насколько же это актуально для совсем маленьких!
  • Лошадь на лестнице, или Грамматика фантазии.
    «По пожарной лестнице шла лошадь. На ней был праздничный костюм и шляпа со страусиным пером...»
  • Мишка дышит
    Над его кроватью висел желтый ночник. Леня попросил не гасить свет, и я вышла, оставив ночник гореть. А когда снова заглянула в детскую, Леня спал. Рядом с ним лежал медвежонок. Он обнимал лапами Ленин мизинец, и одеяло на мишке поднималось и опускалось. Вверх-вниз, вверх-вниз...
  • Переходный возраст.
    Давайте на минуту представим, что в школах за примерное поведение и хорошие знания ученикам будут... платить. Даю гарантию: в самом скором времени дела с посещением уроков и успеваемостью резко пойдут в гору!
  • Трудны ли годы юности?
    На вопрос: «Взрослый ли я человек?» ответить действительно трудно. Потому что взрослость не есть нечто однозначное.
  • Бабушка, не пугайте!
    Конечно, было бы просто прекрасно, если б одно поколение людей могло передать другому все без исключения знания и опыт. От скольких ошибок могли бы уберечься молодые, насколько счастливее стала бы их жизнь!
  • Эмоциональные склонности и чувство безопасности.
    На седьмом месяце у большинства детей проявляется некая граница в эмоциональном развитии. Она называется специфической эмоциональной привязанностью.
  • Еще один шаг в мир людей!
    Очередная стадия становится возможной благодаря прогрессу способности познания. Ребенок лучше понимает, что происходит вокруг, он легче связывает то, что видит, с тем, что сам делает.
  • Если ребенок - левша.
    Каждое из полушарий головного мозга выполняет свои определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами, а в левом размещаются речевые центры и центры распознавания знаков .
  • Хорошие и плохие читатели.
    Есть дети, которые уже в четвертом классе прочли множество книг, и родители ломают головы, как бы отвлечь их от книг. Другие дети в том же классе книгу в руки не возьмут, и родители ломают головы, как же заставить их читать.
  • Интеллект, опыт и рабочая стратегия.
    Не исключено, что родители в возрасте между сорока и пятьюдесятью «менее интеллектуальны», чем их дети, только что вышедшие из переходного возраста.
  • Как организовать комфортные условия для ребенка-экстраверта.
    Предупредите учителя, что у ваш ребенок — непоседа, у него могут быть трудности с дисциплиной, но он будет очень стараться. Экстраверты часто ведут себя плохо просто потому, что слишком увлечены своими идеями и не замечают ничего вокруг.
  • Калач.
    Это не традиционная чешская праздничная сдоба, а ребенок, напоминающий калач мягкостью и неопределенностью выражения лица. И скорее калач на стадии приготовления, тесто, а не выпеченный, покрытый золотистой корочкой.
  • Комплекс неполноценности и прочее.
    Всем нам хорошо знакомо то тягостное, неприятное ощущение стыда, зависти и сожаления, что другие лучше нас, достигают успеха там, где мы и мечтать не можем; что мы не в силах справиться с ситуацией, в какой очутились; что мы опозорены в глазах того, кто нам дорог.
  • Красота еще не все.
    Уже не раз отмечалось, что каждое общество и каждое время имеет свои идеалы физической красоты — для молодежи, для взрослых и для детей. Можно сказать, что вообще все дети красивы и очаровательны, но есть такие, кто поразительно красив и очарователен.
  • Мир маленького дошкольника.
    В рассуждениях дошкольника удивительно перемешаны причина и следствие, вещи, которые движутся, кажутся ему почти живыми, будь они из жести или дерева.
  • Мямля.
    Те дети, которые приходят в психологические консультации с ярлыком «лентяй», «мямля» и т. п., в подавляющем большинстве случаев еще в пределах нормы или чуть ниже нормы, пока речь идет о мере спонтанной активности и зрелости их нервной системы.
  • Мое собственное Я.
    На склоне младенческого возраста (от девяти до двенадцати месяцев) ребенок обычно перехватывает инициативу в семейном взаимовоздействии, чему способствуют два эпохальных шага в развитии — прогресс в движении и становление речи.
  • Молокосос, выскочка и мимоза.
    Детям прибавляет уверенности наша уравновешенность и решительность. За неуверенность нам не следует над ними насмехаться, презирать или же наказывать, наша главная тактика — участливая симпатия. Мы должны понимать ребенка и быть ему опорой.
  • Об одной некрасивой привычке.
    Речь пойдет об обкусывании ногтей. Иногда ребенок начинает грызть ногти очень рано, и продолжается такая привычка даже в школе. У родителей с ней много забот и огорчений. Пока еще не придуман какой-то единственный простой рецепт, который бы сразу избавил от неприятной привычки.
  • Особенности характера.
    Если вы не удовлетворены результатом своего воспитания, возможно, причина именно в противоречиях между врожденными особенностями темперамента ребенка и вашими установками и методами воспитания. Тогда еще не поздно все исправить.
  • О творчестве.
    Ребенок вообще творец, он мыслит образами, красками, звуками. Образное восприятие мира — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями.
  • Он паясничает и разыгрывает спектакли.
    Психологические наблюдения показывают, что показное паясничанье у дошкольников и школьников бывает вызвано повышенной, а нередко и сверхповышенной потребностью добиваться от других оценки, удивления, внимания либо вообще расположения.
  • Переживание горя ребенком.
    Переживаемое ребенком состояние способно проявляться в скрытой форме и нередко находит свое выражение в приступах агрессивности, враждебности или в совершенно неуправляемом поведении в школе и дома.
  • Похвала дружбе.
    Показательно, что дети, выросшие «без любви», в детских домах или неблагополучных семьях, явно неспособны на эмоциональный отклик как раз тогда, когда по возрасту им пора влюбляться и обретать прочную дружбу.
  • Понемногу о всяком полезном и важном.
    При нарушениях развития ребенка игра становится не просто приятным способом времяпрепровождения и дополнительным средством развития ребенка, а необходимым слагаемым успеха.
  • Про детей.
    Постоянные опасения существенно влияют на формирование личности ребенка, что может в перспективе сделать его нерешительным, робким, неуверенным в себе человеком, имеющим много комплексов.
  • Психологический практикум.
    На любой вопрос ребенок отвечает «не знаю», это ужасно раздражает. Что делать?
  • Растяпа.
    Как видим, все выглядит плохо. И вновь самую высокую цену за ошибки платят сами воспитатели. У них одни огорчения и никакого удовлетворения.
  • Ролевые и развивающие игры.
    Вообще игры имеют огромное значение для психологического развития девочки в любом возрасте. Обратите внимание, как загораются глазки у ваших детей, когда речь заходит об интересной игре или новой игрушке.
  • Самоуверенность юных.
    Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность юных говорят о том, что жизнь наполнилась тревогами и неуверенностью, незнакомыми прежде. А защитные механизмы еще как следует не сформировались.
  • Следует помнить...
    Ваши отношения касаются только вас (мам и пап), они ни в коем случае не должны обременять несовершенную и неустойчивую психику ребенка, сеять недоверие в его душе.
  • Смех и плач.
    Важно быть ближе к ребенку, когда ему тяжко, а не отдаляться от него. По отношению к детям действуют те же законы дружбы взрослых: не задаваться перед другом, вести себя просто и искренне; помнить, как сильно вредит нам притворство.
  • Трус.
    Потому, если школьники боятся оставаться одни в темноте, не будем их высмеивать. Напротив, убедим ребенка, что мы его понимаем. Он сумеет преодолеть состояние страха с развитием и созреванием нервной системы. А главное, не будем оставлять его в темноте одного.
  • Воображение и ложь.
    Практически все дети время от времени поражают взрослых своими сообщениями и историями. Очень часто сознательная выдумка или ложь и бессознательная фантазия почти незаметно могут переходить одна в другую.
  • Возраст романтического отношения к родителям.
    Копирование действий и чувств родителей и романтическое к ним отношение являются очень важным этапом духовного развития детей, формирования правильного отношения к противоположному полу и подготовки к выполнению важных социальных обязанностей женщины и мужчины в будущем.
  • Правила для буки
    Столкнувшись с такой ситуацией, не спешите объявлять своего ребенка «необщительным». Ведь причин неучастия в групповых играх может быть множество. Вот наиболее типичные из них.
  • Когда повзрослеет "вечный" ребенок.
    Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?
  • Мой огромный крошка
    Как маме строить отношения с сыном, когда он начинает взрослеть
  • Cамый эффективный способ остудить пыл
    Отправляя ребенка в угол, вы должны объяснить, за что и почему его наказываете. Необходимо, чтобы он понял, что поступил неправильно и должен нести за это наказание.
  • Он маленький
    Психологи доказали, что дети склонны винить себя в любых семейных проблемах. Если грустит мама, кричит папа, если родители ругаются или не разговаривают друг с другом, ребенок, скорее всего, будет считать причиной себя, свои ошибки.
  • Что зашифровано в генах?
    Ребенок получает от родителей "наследство", четко упакованное в 46 хромосом. Оно определяет его дальнейшую жизнь.
  • Что не является капризом.
    Каприз — негативное явление с большой градацией. Каприз — это и обычная блажь, прихоть, и упертая фанатичность. Формы проявления также варьируются от тихого нытья до бурного протеста.
  • Что мы говорим ребенку и что он слышит.
    Когда общаются двое, то часто получается так, что один что-то говорит, а у второго тут же возникает своя ассоциация на только что услышанное речевое сообщение.
  • Детские капризы: превентивные меры.
    Стрессы имеют свойство накапливаться. Капризничая, ребенок пытается разрядить напряженную атмосферу, в которой ему приходится жить и которая буквально переполняет все его существо.
  • Какие капризы встречаются наиболее часто?
    Словом «не хочу» легче всего выразить свое несогласие с существующим положением вещей. Говоря «не хочу», ребенок отказывается от предложенного или навязанного образа мыслей или действий.
  • Каприз и характер.
    Капризы, или то, что мы понимаем под ними, начинаются тогда, когда начинает проявляться «Я» ребенка и когда «Я» ребенка пересекается с нашим «Я».
  • Классификация капризов.
    «Не хочу надевать кусачий свитер», — визжит и вырывается из рук ваше чадо. На самом деле нам слышится, как ребенок орет: «Я специально порчу тебе нервы».
  • "Маска, маска, я тебя знаю!"
    Дети, не понятые взрослыми, надевают на свои лица маски спокойствия, равнодушия, уверенности, наглости, благополучия и т.п.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что значимо для него.
    У нас, взрослых, почему-то совсем не остаётся времени и сил (а, может быть, не возникает такого желания?!) на обсуждение тем, значимых и актуальных для наших детей.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?