Детская психология

«Исправьте мои уши...»

Четырнадцатилетняя школьница пишет:

«Помогите, доктор, я уже несколько месяцев ужасно мучаюсь от мысли, что я уродка, что мое лицо всем противно, что окружающие едва скрывают свое отвращение к моему внешнему виду. Рассказал в обо всем матери, а та стала надо мной смеяться. Учительница тоже на смех подняла. Не к кому обратиться. Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах — моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого «Спасите наши души», а слышу «Исправьте мои уши». Я несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждали одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные. В общем, нигде нет ни сочувствия, ни утешения...»

Подобных случаев не так уж мало. Только одни подростки обращаются за советами к медикам, а другие замыкаются в себе, никому о своих тревогах не говорят и потихоньку страдают от мысли (чаще всего совершенно ошибочной или преувеличенной), будто их уши, или нос, или черты лица уродливы настолько, что помочь может разве только хирург.

Естественно, каждому подростку хочется быть если не самым красивым, то уж во всяком случае не выделяться своей безобразностью. Такое стремление, наверное, заложено в человеческой природе и усиливается в результате воспитания. Многие подростки, особенно девочки, часами крутятся возле зеркала, изучают свою внешность, стараются придать ей большее совершенство, используют косметику. Нередко у подростков очень сильно стремление быть похожими на тот или иной «идеал». Вот и мучается по-своему симпатичный и ладный подросток, не имеющий никаких физических дефектов, лишь из-за того, что не похож на какого -либо киноактера. Мучается, приходя к выводу, что с внешностью ему явно не повезло, и счастье теперь будет обходить его стороной. А некоторые, немногие, принимаются искать помощь у хирургов-косметологов в надежде, что те сделают какую-нибудь чудодейственную операцию, внешность изменится, и сверстники и сверстницы будут восхищены,

Конечно, для тревог могут быть основания. И если физический дефект действительно существует, стоит посоветоваться со специалистом, который, вероятно, даст разумный совет. Но в подавляющем большинстве случаев дефекта нет и в помине или он очень незначителен, условен, относителен, никому не мешает и не требует хирургической коррекции. А что же делать, если подросток одержим идеей отыскивать у себя дефекты?

Вопрос этот не так прост. Но одно надо сказать сразу: в любом случае подросток нуждается в бережном, внимательном отношении окружающих —-как дома, так и в школе. Даже если для его тревог нет ни малейшего основания! Не нужно высмеивать жалобы подростков, не стоит и оставаться к ним равнодушным, пропускать мимо ушей. В любом случае надо внимательно выслушать подростка и попробовать разумно, тактично успокоить и переубедить его. Даже мягкий юмор в подобных случаях можно использовать лишь в очень осторожных дозах.

Если же родители и педагоги убедятся, что они уже не в силах справиться с подростком, у которого «пунктик», будто он урод, нужно посоветоваться с психиатром. Почему именно с ним?

Примерно сто лет назад психиатры описали особое заболевание, проявляющееся в возникновении бреда мнимого уродства. Человек считает, что у него безобразная внешность, что это мучает окружающих, из-за этого они, якобы, оказываются в тяжелейшем положении: с одной стороны — им вроде бы жалко такого урода и поэтому они стараются делать вид, будто его любят, а с другой — им невероятно противно иметь дело с ним. Депрессия, страх принести неудобство окружающим, другие странности — все это приводит к тому, что такие больные боятся показаться на людях, даже из дому выходят лишь поздним вечером, когда улицы пустеют. Некоторые закутываются в плащи, шали, делают все, чтобы .их не увидели, не узнали знакомые. Больным кажется, что все их знакомые и родственники только тем и занимаются, что выслеживают своего уродливого родственника или родственницу.

Нет ничего удивительного, что болезнь эта появляется главным образом в подростковом возрасте, когда человек и без того преувеличенно думает о своей внешности, Поразительно тут другое: бред мнимого уродства касается почти всегда не действительно далеких от идеала частей тела, а тех, которые выглядят хорошо. Например, нос может быть не очень красивым, а губы —-прекрасными, но бред коснется не носа, а губ. Любопытно, что бред мнимого уродства почти никогда не касается скрытых под одеждой частей тела, он чаще локализуется в области лица.

На первый взгляд кажется, что этим заболеванием (медики называют его дисморфоманией, т. е. бредом мнимого уродства) должны в первую очередь страдать девушки. Ведь девчонки так любят смотреться в зеркало и выяснять вечный вопрос: «Красивая я или некрасивая?» Но чаще всего девочки, отыскав у себя недостатки, стараются исправить их с помощью косметики, а если это удается, быстро успокаиваются. Это — не болезнь.

При дисморфомании все иначе. Обнаружив у себя тот или иной мнимый дефект, больной принимается выяснять, отчего он у него возник. Изучает старые фотографии и приходит к выводу, что раньше у него было нормальное лицо, а сейчас уродливое. Значит, кто-то его специально изменил. С какой целью? Кто? Виновники выявляются самые фантастические: инопланетяне, гипнотизеры, агенты иностранных разведок, экстрасенсы...

Дисморфомания чаще появляется не у девушек, а у юношей. Что же способствует возникновению этого расстройства? Прямолинейность мышления, отсутствие чувства юмора, склонность к схематическим, умозрительным построениям, неуживчивость, замкнутость, неумение дружить, эгоистическая настроенность — все эти свойства характера создают для их обладателей повышенный риск заболеть тем или иным психоневрологическим расстройством, в частности и дисморфоманией.

Подчеркну: здесь важны не каждая черта характера в отдельности, а их сочетание. Какое-то одно из этих качеств, даже крайне выраженное, ни о чем еще не говорит. Но вот если отмечается сочетание таких свойств, тут йужно и родителям, и школе быть настороже.

Конечно, изменить характер трудно, иногда невозможно,- но смягчить его, сделать более гибким — можно. Вот тут-то необходимо сотрудничество родителей и педагогов. Без воздействия окружающих, без доброго, мягкого и в то же время мягко-иронического отношения взрослых подростку не обойтись. Он нуждается не только в том, чтобы окружающие констатировали, что он не уродлив, но и чтобы, быть может, несколько преувеличили его внешние данные, похвалили его, сказали ему в присутствии других людей, что он красив. От взрослых тут, что называется, не убудет, а для подростка это очень важно. «Никто меня не хочет понять,— говорил один мой пациент,— никому я не нужен, я как в пустыне живу. И особенно плохо дома: там меня уж совсем не понимают, только издеваются, никто слова доброго не скажет, вот и замыкаешься, на всех волком смотришь».

Но допустим, родители разумно и ласково относились к своему сыну или дочери, а дисморфомания все равно развилась. Что делать? Повести больного к специалисту: врач назначит лечение, даст советы. Но следовать этим советам, принимать лекарства пациент без помощи старших все равно не сможет. Поэтому и педагоги, и родители должны стать союзниками врача, должны помогать больному правильно и своевременно выполнять его советы. А когда болезнь пойдет на убыль (она при правильном лечении чаще всего проходит бесследно), взрослым надо продолжать быть внимательными: не напоминать о ней, не фиксировать внимание молодого человека на тех проблемах и ситуациях, которые могут ранить его. Ну и, разумеется, следует выправлять характер такого человека. А это — забота на долгие месяцы и годы.

Хотя сама по себе дисморфомания не такое уж тяжелое заболевание, она таит в себе одну крайне серьезную опасность. Врачи знают случаи, когда подростки, разуверившись в способности медицины помочь им и не получив помощи от родителей и школы, предпринимали попытки самоубийства. Причем это были не демонстративные попытки. Продуманные заранее действия не всегда удавалось предотвратить... Помимо явно очерченной дисморфомании встречаются очень кратковременные, смягченные формы этого расстройства. Они нередко проходят сами по себе, не замеченные окружающими. Но нередко — не значит всегда. Мимолетная насмешка, скажем, над излишней полнотой подростка может быть пропущена мимо ушей, а может и вызвать долгую обиду, способствующую возникновению дисморфомании.

Более ста лет назад было описано и еще одно расстройство, близкое к дисморфомании, как бы ее вариант. Называется оно психической анорексией, т. е. истощением, вызванным неудержимым стремлением подростка похудеть.

Чаще всего психическая анорексия бывает у девушек. Возникает она исподволь, постепенно. Девушка начинает утверждать, что она слишком полная, ей нужно похудеть. И она начинает худеть: мало ест, много двигается... Но вскоре окружающие замечают, что это стремление уже перешло все границы: девушка похудела на 10—15 килограммов, у нее уже нет сил ходить в школу. Далее процесс идет уже почти назависимо от желания больной: организм пищу не принимает (разучился), приходится кормить искусственно; а больная всячески доказывает, что если не завтра, то послезавтра будет есть сама. Но ни одному слову таких больных верить нельзя. Они не могут есть самостоятельно, они всячески обманывают окружающих и продолжают худеть. Они могут и умереть от истощения, если их своевременно не госпитализировать.

У кого возникает анорексия, кто к ней предрасположен? В основном — те же самые люди, которые склонны к дисморфомании, с такими же чертами характера. Прогноз психической анорексии различен. Если своевременно лечить, то обычно все бесследно проходит.

М. БУЯНОВ

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Детская психология

  • Деньги
    Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые нужды.
  • Игрушки под подушкой
    Наделав ошибок в воспитании старшей, стараюсь с младшей поступать правильно. Как только малышка научилась ходить, у нее уже появились свои обязанности, пусть очень скромные, но настоящие — и ей по силам, и нам в помощь.
  • Беседы с ребенком
    Даже со взрослыми детьми, имеющими собственные семьи, наладить здоровый, приемлемый для всех стиль общения зачастую оказывается очень непросто.
  • Взаимодействие детей и родителей. Психологический тренинг.
    Подумайте, на какие недостатки или ошибки вам хотелось бы указать вашему ребенку. Попробуйте сделать это в доброжелательной форме, предварительно похвалив за что-нибудь более значительное.
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Дети и родители: взаимопонимание.
    Воспитание уважения к окружающим начинается с воспитания самоуважения. А самоуважение формируется в семье. Только родители способны по достоинству оценить все лучшее в своем ребенке и только они помогут избавиться ему от недостатков.
  • /img/210/boy4.jpg
    Дети и родители: сопереживание.
    Задача родителей, внимательно слушая ребенка, перевести его слова или действия в область чувств, объяснить и себе и ребенку, чем вызван тот или иной его поступок. И тем самым избежать конфликта или разрешить его.
  • /img/210/girl.jpg
    Детское упрямство.
    Ярко выраженные проявления собственной воли мы наблюдаем у детей уже с трех-четырех месяцев. В большинстве случаев они ограничиваются сердитыми взрывами протеста против каких-то действий воспитателя, когда он не позволяет что-то сделать или сам сделает что-то неожиданное для малыша.
  • /img/210/boy-man.jpg
    Он как вы, только лучше
    Нашим, как нам кажется, избалованным, капризным детям подчас не хватает простого человеческого общения. Им хочется, чтобы их выслушали, чтобы их попытались понять. Они ждут от нас, взрослых, не поучений и нотаций, а участия.
  • /img/210/Trudnyiy-podr1.jpg
    Переходный возраст у ребёнка.
    В подростковом возрасте заметно ускоряется развитие и созревание организма, но личность нашего ребенка не претерпевает превращений.
  • /img/210/ParentsArguing.jpg
    Вред, наносимый ребенку распадом семьи.
    Согласно замечанию Ю. Валленштайн, «развод родителей является наиболее значимым и мощным источником продолжительной, неутихающей боли в жизни подростка».
  • /img/210/tongue.jpg
    Второй язык
    Многие родители начинают учить иностранному языку еще дошкольника. И еще больше таких, кто мучается постоянными угрызениями совести, что не учат своего сына или дочь английскому, французскому или еще какому языку.       2
  • /img/210/teddy-bear.jpg
    Как преодолеть детские страхи
    Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.
  • /img/210/angry.jpg
    Асоциальные дети.
    Чаще всего, но отнюдь не всегда дети, которые ведут себя вопиюще и асоциально, растут в крайне неблагоприятной домашней обстановке. Многие живут в дезорганизованных или хаотических обстоятельствах, с родителями, которые не в состоянии внушить ребенку правила и границы допустимого и научить его самоконтролю
  • /img/210/tolking-to-child2.jpg
    Разговоры! Разговоры!
    Чтобы коммуникация действительно состоялась, родителям надо неустанно трудиться, всеми средствами и способами наводя мосты коммуникации и ни в коем случае никогда не сжигая их.
  • /img/210/naughty-child.jpg
    Разрешение конфликтных ситуаций.
    Вы буквально давитесь собственными эмоциями и словами. Высказать все вслух вам мешает общество и правила приличия.
  • /img/210/vunderkind1.jpg
    Вундеркинды
    На протяжении столетий вундеркинды поражают своими способностями и маститых ученых, и неискушенную в науке публику. Юные гении чаще проявляются в области музыки и математики: вероятно потому, что эти сферы деятельности не требуют жизненного опыта.
  • «А чтошка» и «Почемучка»
    Каждый новый шаг в познании труден, Но как важно, чтобы он был ребенку необходим, интересен, а не вынуждался требованиями извне. Вот о чем пекусь, вот почему я против подталкивания и подстегивания. Если Сухомлинский мечтал о «школе радости» для шестилеток, то насколько же это актуально для совсем маленьких!
  • Лошадь на лестнице, или Грамматика фантазии.
    «По пожарной лестнице шла лошадь. На ней был праздничный костюм и шляпа со страусиным пером...»
  • Мишка дышит
    Над его кроватью висел желтый ночник. Леня попросил не гасить свет, и я вышла, оставив ночник гореть. А когда снова заглянула в детскую, Леня спал. Рядом с ним лежал медвежонок. Он обнимал лапами Ленин мизинец, и одеяло на мишке поднималось и опускалось. Вверх-вниз, вверх-вниз...
  • Переходный возраст.
    Давайте на минуту представим, что в школах за примерное поведение и хорошие знания ученикам будут... платить. Даю гарантию: в самом скором времени дела с посещением уроков и успеваемостью резко пойдут в гору!
  • "По моему мнению..."
    Казалось, еще вчера ваш сын гонял по двору на трехколесном велосипеде, потом с увлечением выписывал первые строчки в школьных тетрадях, и вы думали, что он еще долго-долго будет маленьким, будет слушать и безоговорочно принимать все, что вы ему говорите о товарищах, о школе, об окружающем мире...
  • Трудны ли годы юности?
    На вопрос: «Взрослый ли я человек?» ответить действительно трудно. Потому что взрослость не есть нечто однозначное.
  • Бабушка, не пугайте!
    Конечно, было бы просто прекрасно, если б одно поколение людей могло передать другому все без исключения знания и опыт. От скольких ошибок могли бы уберечься молодые, насколько счастливее стала бы их жизнь!
  • Эмоциональные склонности и чувство безопасности.
    На седьмом месяце у большинства детей проявляется некая граница в эмоциональном развитии. Она называется специфической эмоциональной привязанностью.
  • Еще один шаг в мир людей!
    Очередная стадия становится возможной благодаря прогрессу способности познания. Ребенок лучше понимает, что происходит вокруг, он легче связывает то, что видит, с тем, что сам делает.
  • Если ребенок - левша.
    Каждое из полушарий головного мозга выполняет свои определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами, а в левом размещаются речевые центры и центры распознавания знаков .
  • Хорошие и плохие читатели.
    Есть дети, которые уже в четвертом классе прочли множество книг, и родители ломают головы, как бы отвлечь их от книг. Другие дети в том же классе книгу в руки не возьмут, и родители ломают головы, как же заставить их читать.
  • Интеллект, опыт и рабочая стратегия.
    Не исключено, что родители в возрасте между сорока и пятьюдесятью «менее интеллектуальны», чем их дети, только что вышедшие из переходного возраста.
  • Как организовать комфортные условия для ребенка-экстраверта.
    Предупредите учителя, что у ваш ребенок — непоседа, у него могут быть трудности с дисциплиной, но он будет очень стараться. Экстраверты часто ведут себя плохо просто потому, что слишком увлечены своими идеями и не замечают ничего вокруг.
  • Калач.
    Это не традиционная чешская праздничная сдоба, а ребенок, напоминающий калач мягкостью и неопределенностью выражения лица. И скорее калач на стадии приготовления, тесто, а не выпеченный, покрытый золотистой корочкой.
  • Комплекс неполноценности и прочее.
    Всем нам хорошо знакомо то тягостное, неприятное ощущение стыда, зависти и сожаления, что другие лучше нас, достигают успеха там, где мы и мечтать не можем; что мы не в силах справиться с ситуацией, в какой очутились; что мы опозорены в глазах того, кто нам дорог.
  • Красота еще не все.
    Уже не раз отмечалось, что каждое общество и каждое время имеет свои идеалы физической красоты — для молодежи, для взрослых и для детей. Можно сказать, что вообще все дети красивы и очаровательны, но есть такие, кто поразительно красив и очарователен.
  • Мир маленького дошкольника.
    В рассуждениях дошкольника удивительно перемешаны причина и следствие, вещи, которые движутся, кажутся ему почти живыми, будь они из жести или дерева.
  • Мямля.
    Те дети, которые приходят в психологические консультации с ярлыком «лентяй», «мямля» и т. п., в подавляющем большинстве случаев еще в пределах нормы или чуть ниже нормы, пока речь идет о мере спонтанной активности и зрелости их нервной системы.
  • Мое собственное Я.
    На склоне младенческого возраста (от девяти до двенадцати месяцев) ребенок обычно перехватывает инициативу в семейном взаимовоздействии, чему способствуют два эпохальных шага в развитии — прогресс в движении и становление речи.
  • Молокосос, выскочка и мимоза.
    Детям прибавляет уверенности наша уравновешенность и решительность. За неуверенность нам не следует над ними насмехаться, презирать или же наказывать, наша главная тактика — участливая симпатия. Мы должны понимать ребенка и быть ему опорой.
  • Об одной некрасивой привычке.
    Речь пойдет об обкусывании ногтей. Иногда ребенок начинает грызть ногти очень рано, и продолжается такая привычка даже в школе. У родителей с ней много забот и огорчений. Пока еще не придуман какой-то единственный простой рецепт, который бы сразу избавил от неприятной привычки.
  • Особенности характера.
    Если вы не удовлетворены результатом своего воспитания, возможно, причина именно в противоречиях между врожденными особенностями темперамента ребенка и вашими установками и методами воспитания. Тогда еще не поздно все исправить.
  • О творчестве.
    Ребенок вообще творец, он мыслит образами, красками, звуками. Образное восприятие мира — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями.
  • Он паясничает и разыгрывает спектакли.
    Психологические наблюдения показывают, что показное паясничанье у дошкольников и школьников бывает вызвано повышенной, а нередко и сверхповышенной потребностью добиваться от других оценки, удивления, внимания либо вообще расположения.
  • Переживание горя ребенком.
    Переживаемое ребенком состояние способно проявляться в скрытой форме и нередко находит свое выражение в приступах агрессивности, враждебности или в совершенно неуправляемом поведении в школе и дома.
  • Похвала дружбе.
    Показательно, что дети, выросшие «без любви», в детских домах или неблагополучных семьях, явно неспособны на эмоциональный отклик как раз тогда, когда по возрасту им пора влюбляться и обретать прочную дружбу.
  • Понемногу о всяком полезном и важном.
    При нарушениях развития ребенка игра становится не просто приятным способом времяпрепровождения и дополнительным средством развития ребенка, а необходимым слагаемым успеха.
  • Про детей.
    Постоянные опасения существенно влияют на формирование личности ребенка, что может в перспективе сделать его нерешительным, робким, неуверенным в себе человеком, имеющим много комплексов.
  • Психологический практикум.
    На любой вопрос ребенок отвечает «не знаю», это ужасно раздражает. Что делать?
  • Растяпа.
    Как видим, все выглядит плохо. И вновь самую высокую цену за ошибки платят сами воспитатели. У них одни огорчения и никакого удовлетворения.
  • Ролевые и развивающие игры.
    Вообще игры имеют огромное значение для психологического развития девочки в любом возрасте. Обратите внимание, как загораются глазки у ваших детей, когда речь заходит об интересной игре или новой игрушке.
  • Самоуверенность юных.
    Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность юных говорят о том, что жизнь наполнилась тревогами и неуверенностью, незнакомыми прежде. А защитные механизмы еще как следует не сформировались.
  • Следует помнить...
    Ваши отношения касаются только вас (мам и пап), они ни в коем случае не должны обременять несовершенную и неустойчивую психику ребенка, сеять недоверие в его душе.
  • Смех и плач.
    Важно быть ближе к ребенку, когда ему тяжко, а не отдаляться от него. По отношению к детям действуют те же законы дружбы взрослых: не задаваться перед другом, вести себя просто и искренне; помнить, как сильно вредит нам притворство.
  • Трус.
    Потому, если школьники боятся оставаться одни в темноте, не будем их высмеивать. Напротив, убедим ребенка, что мы его понимаем. Он сумеет преодолеть состояние страха с развитием и созреванием нервной системы. А главное, не будем оставлять его в темноте одного.
  • Воображение и ложь.
    Практически все дети время от времени поражают взрослых своими сообщениями и историями. Очень часто сознательная выдумка или ложь и бессознательная фантазия почти незаметно могут переходить одна в другую.
  • Возраст романтического отношения к родителям.
    Копирование действий и чувств родителей и романтическое к ним отношение являются очень важным этапом духовного развития детей, формирования правильного отношения к противоположному полу и подготовки к выполнению важных социальных обязанностей женщины и мужчины в будущем.
  • Правила для буки
    Столкнувшись с такой ситуацией, не спешите объявлять своего ребенка «необщительным». Ведь причин неучастия в групповых играх может быть множество. Вот наиболее типичные из них.
  • Когда повзрослеет "вечный" ребенок.
    Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?
  • Мой огромный крошка
    Как маме строить отношения с сыном, когда он начинает взрослеть
  • Cамый эффективный способ остудить пыл
    Отправляя ребенка в угол, вы должны объяснить, за что и почему его наказываете. Необходимо, чтобы он понял, что поступил неправильно и должен нести за это наказание.
  • Он маленький
    Психологи доказали, что дети склонны винить себя в любых семейных проблемах. Если грустит мама, кричит папа, если родители ругаются или не разговаривают друг с другом, ребенок, скорее всего, будет считать причиной себя, свои ошибки.
  • Что зашифровано в генах?
    Ребенок получает от родителей "наследство", четко упакованное в 46 хромосом. Оно определяет его дальнейшую жизнь.
  • Что не является капризом.
    Каприз — негативное явление с большой градацией. Каприз — это и обычная блажь, прихоть, и упертая фанатичность. Формы проявления также варьируются от тихого нытья до бурного протеста.
  • Что мы говорим ребенку и что он слышит.
    Когда общаются двое, то часто получается так, что один что-то говорит, а у второго тут же возникает своя ассоциация на только что услышанное речевое сообщение.
  • Детские капризы: превентивные меры.
    Стрессы имеют свойство накапливаться. Капризничая, ребенок пытается разрядить напряженную атмосферу, в которой ему приходится жить и которая буквально переполняет все его существо.
  • Какие капризы встречаются наиболее часто?
    Словом «не хочу» легче всего выразить свое несогласие с существующим положением вещей. Говоря «не хочу», ребенок отказывается от предложенного или навязанного образа мыслей или действий.
  • Каприз и характер.
    Капризы, или то, что мы понимаем под ними, начинаются тогда, когда начинает проявляться «Я» ребенка и когда «Я» ребенка пересекается с нашим «Я».
  • Классификация капризов.
    «Не хочу надевать кусачий свитер», — визжит и вырывается из рук ваше чадо. На самом деле нам слышится, как ребенок орет: «Я специально порчу тебе нервы».
  • "Маска, маска, я тебя знаю!"
    Дети, не понятые взрослыми, надевают на свои лица маски спокойствия, равнодушия, уверенности, наглости, благополучия и т.п.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что значимо для него.
    У нас, взрослых, почему-то совсем не остаётся времени и сил (а, может быть, не возникает такого желания?!) на обсуждение тем, значимых и актуальных для наших детей.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?