Жизнь и любовь

Владеющий собой

Как человек узнает, что к нему пришла любовь? Что ему сообщает о начале любви или о ее конце? Странные вопросы... Кажется, всем известно, что человек ЧУВСТВУЕТ любовь. Недаром тех, кто не желает или не умеет любить, называют бесчувственными...

Ну, хорошо. А откуда человек узнает, что он почувствовал именно любовь? И когда он любит, он что, только любовь и чувствует?

В одной книге я прочитала замечательную историю. В русском языке семь цветов спектра обозначены семью словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А в языке племени Басса, в Либерии, есть только два слова, для цветов радуги: красный, оранжевый и желтый называются в этом племени «зиза», а зеленый, голубой, синий и фиолетовый — «хью». И существуют для племени Басса только два цвета — зиза и хью. Но если кто-нибудь из Басса выучит язык, в котором есть слова для каждого цвета спектра (английский, французский или русский, например), он станет прекрасно различать эти семь цветов.

Спектр наших эмоций, наших чувств подобен цветовому спектру — чем богаче словарь, тем прекраснее чувственный мир. Вспомните вашу первую отроческую влюбленность. Сначала вы просто не понимали, что случилось, и только сказав себе: «Я влюбился...» (или если вам говорили: «Ты, кажется, влюбился»), вы чувствовали любовь отчетливо, ясно. Между прочим, чему вы радовались больше: тому, что влюблены, или тому, что поняли самого себя?

Есть люди, которые могут испытывать либо любовь, либо ненависть. И ничего больше. При этом, если они любят, то «до смерти». Если ненавидят — тоже «до смерти».

Другие уверены, что какие-то из чувств запретны, незаконны. И, если они испытывают эти самые «незаконные» чувства, они начинают винить себя.

Третьи, как бы наоборот, не только все свои эмоции, но и все поступки, совершенныё под влиянием этих эмоций, признают правильными.

Этот вопрос — отражение старого мифа о противостоянии разума и эмоций в человеке и о главенстве разума над чувствами. Этот миф, один из многих мифов в психологии, передается от поколения к поколению, и человек крепко держится за него, не задумываясь: а не доказывает ли моя собственная жизнь обратное? Не потому ли я проигрываю, что мой разум отвергает советы моих чувств? Не мстят ли мне болезнями и депрессиями чувства за пренебрежение ими?

Конечно, если заявить, что человек всегда и во всем должен следовать своим чувствам, не обращая внимания на доводы разума, окажется, что мы следуем другому психологическому мифу (противоположному первому). В действительности разум и чувства должны быть согласованы, и определить, что первенствует в человеке, достаточно трудно. Но мне очень нравятся слова Льва Толстого о том, что человек должен жить своим разумом и чужими чувствами. Это означает, что мы должны сами делать выбор, а не следовать слепо чужим советам, но, делая свой выбор, мы должны понимать, должны чувствовать, как отзовется наш поступок на окружающих. Но при этом следует внимательно прислушиваться к своим собственным чувствам, которые помогут разуму сделать наилучший выбор.

С латинского слово «эмоция» переводится как «потрясаю, волную» и означает непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Сила этого переживания выражает значимость того или иного явления, события, состояния для человека. Эмоции, чувства — порождения, выражения и регуляторы наших потребностей.

Любимая задача ученых, а психологов, может быть, в первую очередь — составление классификаций. Вот и эмоциональные состояния разложены по полочкам, причем одно и то же может попасть на разные полочки в зависимости от основания классификации. Различают базовые (голод, жажда, боль, усталость) и высшие социальные чувства (честь, долг, ответственность, справедливость). Различают чувства по направленности — человек может злиться на других, а может на самого себя. Различают чувства и по силе и продолжительности: есть очень сильные кратковременные чувства — аффекты, сильное и продолжительное чувство называют страстью, а равнодействующую многих чувств — настроением.

А еще различают положительные и отрицательные чувства, то есть чувства, которые доставляют или не доставляют человеку удовольствие, приятны или неприятны ему.

Давайте-ка припомним основные положительные и отрицательные чувства. Нам этот список позже пригодится.

Положительные чувства: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, симпатия, нежность, любовь, привязанность, умиление, благодарность, гордость, самодовольство, удовлетворенность собою, уверенность, доверие, уважение, спокойная совесть, чувство облегчения, чувство безопасности, предвкушение, злорадство, чувство удовлетворенной мести.

Отрицательные чувства: неудовольствие, горе, отчаяние, тоска, печаль, грусть, ярость, презрение, возмущение, негодование, неприязнь, зависть, уныние, скука, огорчение, разочарование, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, сожаление, досада, обида, чувство оскорбления, гнев, злоба, злость, ненависть, ревность, неуверенность, сомнение, растерянность, недоверие, смущение, стыд, неудовлетворенность собою, раскаяние, угрызения совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.

Есть еще нейтральные состояния: безразличие, спокойное созерцание, любопытство, удивление, изумление — некоторые из них могут принимать приятную или неприятную окраску.

Сейчас для нас неважно, как оценивает то или иное чувство этика. Главное сейчас — научиться узнавать и называть свои чувства. Тогда нам будет проще понять, к каким целям мы стремимся и какие трудности на пути к этим целям испытываем.

Малыш, едва научившийся ходить, пытается дотянуться до яркой игрушки, которая лежит на полке. Он тянет к ней ручки, встает на цыпочки, но игрушка слишком высоко. Малыш начинает сердиться, или огорчается, или теряется, во всяком случае, он испытывает неприятные чувства. Но вот он подтащил к полке стульчик, влез на него и достал игрушку. Он счастлив, горд, доволен. Он преодолел трудности и достиг цели.

Человек постоянно стремится убежать от неприятных чувств и испытать как можно больше чувств приятных. И в этом бегстве происходит развитие человека. Конечно, если он «бежит» в нужном направлении и если ему не мешают в пути.

Наш малыш, недовольный тем, что игрушка недосягаема для него, может, например, бросить попытки достать вожделенную вещицу и расплакаться. Он может излить свою злость, ударив по полке или затопав ножками. А иногда родители, видя усилия своего любимого детища, торопятся помочь ему, сами дают игрушку в руки малышу и... лишают его главного удовольствия — чувства победы над своей беспомощностью. Может быть, ребенок обрадуется тому, что игрушка в его руках, но он лишился маленькой возможности повзрослеть. А из таких маленьких возможностей складывается вся его дальнейшая судьба.

Дорогие родители! Доставляйте своему малышу как можно больше возможностей самостоятельно достигать цели. Радость этого достижения разовьет в нем потребность к преодолению препятствий — волю. Тогда, подросший, он сумеет справиться не только с трудностями в окружающем мире, но и со своими слабостями (что зачастую намного важнее и труднее). А значит, он станет победителем.

Итак, чувства — это сигналы, которые позволяют определить значимость наших состояний и внешних воздействий. И нам равно нужны и отрицательные, и положительные чувства: только в постоянном переходе от отрицательных чувств к положительным возможна полноценная жизнь. Не получая положительных эмоций, мы рискуем впасть в депрессию. Но если мы исключим из своей жизни эмоции отрицательные, мы просто остановимся в своем развитии.

Капля кипятка, упавшая на руку, вызывает боль, но эта боль, хоть и остра, проходит достаточно быстро — капля кипятка не опасна для нашего здоровья. Боль будет несравненно острее и длительнее, переверни мы на руку весь чайник. Чувство боли — сигнал о необходимости восстановить нормальное, здоровое состояние организма. Точно так же чувство любопытства — сигнал о необходимости познавать и заниматься творчеством, проявление потребности в новой информации, информационного голода. Разница между двумя этими чувствами только в одном: боль присуща человеку как биологическому существу, наравне с животными. Творческое любопытство присуще только и исключительно человеку и так же, как многие другие чувства, не рождается вместе с человеком.

По существу, все воспитание человека — это воспитание его чувств. И воспитание через чувства.

Сколько раз малышу говорили: «Не трогай утюг (горячую кастрюлю, плиту...)! Горячо! Обожжешься!» Конечно, наш послушный мальчик при каждом «нельзя» отдергивал ручки от опасного предмета. Но на самом-то деле он не понимал, почему нельзя трогать и что такое «обожжешься». Раньше или позже вы не успевали произнести свое «нельзя», пальчик прикасался к утюгу (хорошо, если пальчик), малыш чувствовал боль от ожога... Этого оказывалось достаточно, чтобы на всю жизнь ребенок понял: горячие предметы опасны. Кстати, разумные мамы не ждут, когда их ребенок обожжется: они сами показывают, что такое «горячо» — дают прикоснуться к горячему предмету, подносят ручку ребенка к небольшому открытому огню.

И так во всем. Человек может хорошо знать, что надо и что не надо делать, что хорошо и что плохо. Он может декларировать эти свои знания, поучать окружающих. Но сам при этом может поступать противоположно собственным декларациям. И только если он на опыте прочувствует верность своих знаний, эти знания превратятся в его убеждения, в качества личности.

Дорогие родители! Детям надо объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Но если вы будете только читать нотации, ваши дети так никогда и не научатся поступать хорошо. Создавайте как можно больше ситуаций, в которых бы ребенок мог почувствовать, что такое хорошо и что такое плохо, а потом обсуждайте вместе, почему возникли эти чувства и что надо делать, чтобы не испытывать их часто (если чувства неприятные) или, наоборот, испытывать как можно чаще (если они приятны).

...Так что же мы чувствуем, когда любим?

Удовольствие и неудовольствие, радость и горе, блаженство и отчаяние, восторг и тоску, ликование и печаль, восхищение и ярость, симпатию и презрение, нежность и возмущение, умиление и злость, гордость и огорчение, благодарность и гнев, ненависть, ревность, сомнение, растерянность и еще, еще, еще...

Когда мы любим, нам разрешены все чувства. Потому что любим мы человека, а остальные чувства испытываем не к нему, а к его поступкам. Я люблю своего мужа (жену), и при этом меня злит то, что он забыл исполнить мою просьбу (меня огорчило то, что она нарушила порядок на моем столе). Но, злясь и огорчаясь, я люблю.

Запретных чувств не существует! Когда вы говорите малышу, что ему нельзя сердиться на маму (или папу), вы наносите его психике огромный вред и, может быть, портите всю его будущую жизнь. Сердиться на маму (папу), точнее, на какие-то их действия, он не перестанет: это просто невозможно. Но он будет знать, что сердиться нельзя, что это нехорошо, стыдно. А если он не может не сердиться, значит, по логике маленького человека, он сам нехороший. Малыш либо решит быть нехорошим (раз уж не получается быть хорошим) и станет проявлять свои чувства в самых резких формах, либо попытается спрятать «нехорошие» чувства в глубине души. И тогда они все равно будут появляться, только в болезненных или в каких-нибудь иррациональных, на взгляд родителей, действиях.

Да и взрослые, уверенные, что некоторые чувства запретны, и неспособные справиться с этими чувствами, невольно выбирают самые худшие способы, чтобы избавиться от них.

Попробуйте определить, как поступаете вы, когда какой-нибудь человек своими действиями вызывает у вас отрицательные чувства.

Вы кричите, яростно взрываетесь, прерываете собеседника, настаиваете на своей правоте, упрекаете, ставите перед ультиматумом, сводите счеты, отпускаете едкие замечания, осыпаете оскорблениями?

А может быть, вы делаете выговор кому-нибудь дома, вместо того, чтобы сделать его на работе (или наоборот), постоянно возвращаетесь мыслями к причиненной вам несправедливости, жалуетесь за спиной обидчика, но ничего не говорите ему в лицо, избегаете встречи с ним, впадаете в депрессию, становитесь подчеркнуто вежливым, убеждаете себя, что сами несправедливы, надеетесь, что проблема разрешится сама собой, убеждаете себя, что все это пустяки?

Так как же поступаете вы? Наверное, иногда так, иногда этак. Иногда вы наступаете, иногда отступаете. Но в любом случае вы проигрываете. Наступая, вы, конечно, освобождаетесь от неприятных чувств (хотя и не всегда), но при этом портите отношения с окружающими. Отступая, вы портите свое здоровье, а отношения с окружающими, хотя и сохраняются, все равно не устраивают вас (если вы, конечно, не мазохист).

Но если не наступать и не отступать, то что же делать?

Учиться оптимально выражать свои собственные чувства и учитывать при общении чувства окружающих.

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

Многим стоит уяснить, что следует отделять человека от поступков. Ведь на их совершение влияют не только характер и ментальность человека, но и внешние факторы, ситуации, которые могут заставить человека поступить так, как он бы не хотел.

Nata1 25.12.2013 12:26

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Жизнь и любовь

  • Модные духи
    Никогда Лина так не жила, чтоб ни воды горячей, ни туалета. И не приходилось ей просыпаться утречком рано от петушиного крика, видеть спелые вишни, лезущие прямо в окно на гибких ветках, шлепать босиком по теплой дорожке и умываться во дворе, цокая носиком умывальника — такое только в кино увидится!
  • Утро любви
    "Получил от тебя письмо и, поверишь, даже заплакал, хотя нас здесь учат стойко и мужественно переносить лишения и трудности. Я их так и переношу, но, когда вспоминаю про тебя, Машенька мужество куда-то улетучивается. потому что я очень скучаю по тебе и очень люблю тебя..."
  • Вас когда-нибудь били розами? Это к счастью!
    Я остался один в тяжелом раздумье. Чувства мои были подавлены неожиданными действиями моей великолепной Наташи. Согласитесь, что ее действия были сверхтемпераментными. Оправдываться я не поехал, потому что твердо знал: это совершенно бесполезно.       1
  • В своей любви узнаешь сам себя...
    Интересно, почему один человек спокойно счастлив в своей любви и даже не ведает никаких треволнений по этому поводу, другой же только и делает, что постоянно мучается и, не успев остыть от одной любовной битвы, тут же вступает в другую?
  • /img/210/a/aphrodite.jpg
    Заполярная Афродита
    Дело в том, что я и так был под колпаком у ее мужа. Без спроса у начальства я, военный человек из закрытого гарнизона, принял участие в двух международных конкурсах — в Канаде и во Франции.
  • ИСПОВЕДЬ МУЖЧИНЫ «ЗОЛОТОГО ВОЗРАСТА».
    Я выплеснул ей, что испытал сейчас очищение какое-то, спокойствие. Мне открылся главный смысл отношений между людьми. Все наши трения — ничто перед настоящей опасностью. Ведь она же мать!
  • Любовь Александра Невского
    После смерти жены дедушка начал слабеть, безучастно сидел у окна и оживлялся лишь, когда передавали сводки с фронта или приносили письма от Шурика. А когда слег, в свою очередь, взял с тетки слово, что она хотя бы полгода будет оберегать его мальчика от горького известия.
  • ОН ПРИГЛАСИЛ МЕНЯ ТАНЦЕВАТЬ...
    Нам казалось, что мы знаем друг друга давным-давно, что мы родные и близкие люди. Прошло уже 10 лет, но те несколько часов я помню до сих пор.
  • Жена и сын
    Но я верю, что и дальше у нас в семье все будет хорошо, ведь, пока мы есть друг у друга, никакие трудности в жизни нам не страшны.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?